Материалы для коллегОсуществление научно-методического руководствапроектно-исследовательской деятельностью учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система нашей работыМетодика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности учащихся отражена в нашей публикации в газете "Физика. Первое сентября" N18/2009. В наш лицей ребята приходят в 8-й класс, то есть после первого года изучения физики. И вот что показательно: когда новички, вступившие в лицейское братство, отвечали на анкетный вопрос «Ваши любимые предметы», подавляющее большинство из них почему-то «забывало» в этот момент о физике. Поэтому наша первоочередная задача заключалаcь в том, чтобы постараться как можно быстрее изменить это незавидное для нас и наших коллег положение. Наш опыт руководства проектно-исследовательской деятельностью (ПрИД) учащихся показывает, что именно она в немалой степени способствовала изменению в позитивную сторону отношения учащихся к физике. О том, что это действительно удалось, можно судить и по анкетам в конце учебного года и по такому, возможно, и незначительному, но всё же очень показательному примеру. Однажды после проведения выпускных экзаменов в 9 классе между лицеистом Сашей П. и учителем состоялся такой диалог: «Не могли бы Вы предложить темы для летнего проекта?» – «А где ты будешь отдыхать летом?» – «На Канарах» – «И ты хочешь там не забывать о физике?!» – «Конечно!» – «Что ж, давай вместе подумаем, как бы удачно сочетать отдых с занятиями любимой физикой!» В процессе работы выявились некоторые проблемы, часть из которых мы смогли решить в той или иной степени. Приведённая ниже таблица показывает их и степень нашего решения возникавших проблем.
Условные обозначения: Остановимся подробнее на самих проблемах и возможных путях их преодоления. 1. Система в работе Как и в любом ином серьёзном деле, работа в ПрИД должна быть хорошо продумана и спланирована. При этом очень важно сочетание разнообразных форм работы: исследовательских микрозаданий на уроках и в домашних условиях, проектно-исследовательской деятельности и различных видов внеклассных мероприятий, где ПрИД включается одной из составляющих. При этом не надо забывать, что ПрИД – одна из оставляющих в общей системе работы при изучении физики, но в то же время – это важнейшая составляющая. И вот почему. Для успешного усвоения учебного материала, на наш взгляд, совершенно необходимы два фактора: любовь к изучаемому предмету и возможность самореализации в нём. 2. Мотивация Как добиться того, чтобы ПрИД была интересна для большинства учащихся? – по-видимому, это одна из главных проблем. Проекты выполняют практически 100% наших учащихся. Мы считаем, что нам удалось решить её за счёт системного подхода к самой проблеме и, в первую очередь, удачной подборкой тем микропроектов. О системе в работе речь пойдёт ниже, а пока остановимся на формировании тематики микропроектов. 3. Тематика Мы располагаем достаточно большим набором разнообразных по характеру
тем микропроектов для учащихся с самыми разными склонностями и предпочтениями.
Не менее половины 8-классников с удовольствием проводит эксперименты,
поэтому им предлагаются именно такие проекты, где требуется собрать установку,
провести наблюдения или опыт: 4. Оценивание Выполняющие проекты должны чётко представлять, что именно ценится в самой
работе. К сожалению, большинство из 8-классников, начиная обучение в лицее,
о проектной деятельности имеет весьма отдалённое представление, считая
её сродни реферативной работе в самом примитивном виде последней, когда
требуется всего лишь найти в сети Интернет какую-либо статью по данной
теме, скачать и распечатать её (порой даже не читая при этом).
Таким образом, выбор номинантов осуществляется самими учащимися, а учитель лишь обрабатывает полученные анкеты и объявляет результаты. 5. Научно-методическое руководство Ещё одна серьёзная проблема – как суметь осуществить руководство большим
количеством работ одновременно (у нас, например, на одного учителя приходится
до 50 ученических микропроектов в год!). Даже беглый просмотр их требует
значительного времени, а уж если нужно ещё и проконсультировать каждого,
то задача, на первый взгляд, становится практически невыполнимой... Мы
не нашли 100%-ного решения этой проблемы, и всё же пути решения намечены:
одна из возможностей – помощь старшеклассников, особенно в тех случаях,
когда они сами выполняли аналогичную работу. Без сомнения, подобное сотрудничество
имеет важное воспитательное значение.
1. Подготовительный этап является наиболее ответственным:
учителю важно заметить и поощрить отдельные, иногда даже малозаметные,
успехи учащихся. И здесь нужен исключительный такт в оценке работ ребят,
ведь случается (вспомним, например, эпизод из фильма «Весна на Заречной
улице», когда рабочий Саша Савченко приносит своё изобретение инженеру
Крушенкову с кучей грамматических и прочих ошибок), что отдельные бросающиеся
в глаза недочёты (например, не слишком эстетичное оформление работы) не
позволяет заметить в ней главное. 2. Во время поискового этапа учащимся
важно не ошибиться в выборе темы микропроекта, чтобы она оказалась им
по силам. Многие темы выглядят на первый взгляд весьма привлекательно,
и 8-классники могут просто не заметить, что работы рассчитаны на более
подготовленных учащихся. Приведём в качестве примеров, не раз привлекавших
наших учащихся, такие: «Физика и гитара» (N6/1992), «Можно ли зажарить
мамонта в микроволновой печке?» (N6/1994), «Как индейцы бросают томагавк?»
(N11/1989), «Легко ли забить гвоздь?» (N6/1997), «Почему вода выливается
из ведра?» (N9/1983), «Бумеранг» (N10/1970), «Секрет змеи. Ползёт или
катится?» (N2/1998). 3. Обработка собранного материала На этом этапе также важно суметь подсказать учащемуся, что же из собранного имеет смысл включить в саму работу. Полезно бывает напомнить мнение знаменитого американского физика Ричарда Фейнмана: «Истина всегда оказывается проще, чем можно было предположить». 4. Защита проекта на микроконференции Она проходит в торжественной, праздничной форме. Бо'льшая часть микропроектов представлена в программе Power Point, часто включает в себя видеофрагменты экспериментов. 5. Участие лучших проектов в физическом бое Команды сами отбирают тех учащихся, которые будут представлять класс
на физбое, который должен проходить так, чтобы они надолго оставались
в памяти присутствовавших.
|