Материалы для коллег

Микропроекты

Тематика микропроектов по физике для 8-классников.

1. Любителям искусства.
а) Почему на картине И.Левитана «Март» тени на снегу, отбрасываемые деревьями в ясный день, голубого цвета?
б) Всем, вероятно, приходилось видеть картины, которые не только смотрят прямо на нас, но даже следят за нами глазами, обращая их в ту сторону, куда мы переходим. Эта любопытная особенность таких портретов издавна подмечена и всегда казалась многим загадочной. Чем же можно объяснить подобные свойства картин?
в) В своем шедевре "Девятый вал" И. Айвазовский изобразил именно девятый, а не четвертый или двенадцатый вал? Есть ли этому научное объяснение?

2. Любителям размышлять.
а) Почему не падает велосипед?
б) Почему у кошки глаза блестят?
в) Почему гудят провода?
г) Как устроены кристаллы?
д) Почему «поёт» водопровод?
е) Почему сгоревшая спичка изогнута?

3. Любителям экспериментировать.
а) Как вырастить кристалл. Игрушки из кристаллов.
б) Модели смерча.
в) Шарик с дыркой в струе пылесоса.
г) Наблюдения над утренней чашкой кофе.
д) Пинг-понг... в умывальнике.
е) Мостик из бумаги.
ж) Как определить полюса магнита?
з) Можно ли увидеть магнитное поле?
и) Фотографирование невозможных объектов.
к) Искусственная радуга.

Из проектной работы Вадима Орехова
(класс 8-1 2005-2006 учебный год)
"Фотографирование невозможных объектов"

4. Книголюбам и любителям Интернет.
а) Просмотрите по нескольку номеров журналов «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа», «Знание – сила». Дайте краткую характеристику стиля каждого журнала.
б) Просмотрите декабрьские номера журнала «Квант» за разные годы и подберите ссылки на статьи на темы: «Температура», «Электрический ток», «Исаак Ньютон».
в) Просмотрите несколько номеров журнала «В мире науки». Найдите статью, которая была бы вам понятна (хотя бы и не полностью) и интересна. Сделайте краткую аннотацию этой статьи.
г) Сделайте краткую аннотацию интересных по вашему мнению книг в нашей библиотеке или в книжных магазинах.
д) С помощью поисковых систем Интернет сделайте обзор свежих новостей науки.

5. Любителям истории.
а) Кто из российских учёных был лауреатом Нобелевской премии?
б) Открытия кого из наших физиков остались незамеченными иностранными учёными?
в) Скорость света и её измерение.
г) Тепловые двигатели вчера и сегодня.
д) Perpetuum mobile.

6. Любителям решать задачи.
а) Найдите задачи академика Капицы. В чём их отличие от «обычных» задач по физике? Попробуйте найти решение хотя бы одной его задачи.
б) Подберите интересные и необычные задачи с решениями по любой изученной теме. Сделайте микрозадачник по теме.

Темы приведены примерные.
По согласованию с учителем их можно изменять, дополнять.

Много интересной и полезной информации
можно найти на сайте журнала «Квант»
http://kvant.mccme.ru/index.htm

Защита микропроектов проводится в июне, а победители определяются по номинациям.

Номинации:

1. Необычное в обычном (новизна темы)
2. Качество оформления работы
3. Использование фото-, видеоматериалов
4. Ораторское искусство
5. Научность изложения материала
6. Доступность раскрытия темы
7. Свой вклад в работу
8. Лучший теоретик
9. Лучший экспериментатор