Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. Тема: «Вода».
И я сразу заставляю ребят удивиться.
— Однажды, — говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
ФОРМУЛА 1:
в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ФОРМУЛА 2:
загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
ВХОД В УРОК
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, — все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.
ФОРМУЛА: учитель начинает урок с "настройки".
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.
ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека...
Пример. Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур Vl . К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?
О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).
ФОРМУЛА:
решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим
дидактические ценности УМШ:
— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным
формам учебы;
— учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
— участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно
способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений
своих товарищей;
— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать
деловую игру (см. раздел «Деловые
игры»).
Технологию проведения УМШ, его этапы, типовые ошибки и многое другое можно найти на сайте http://www.trizway.com/art/book/42_7.html
ФОРМУЛА:
ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса
нет — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя
готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше. Поэтому такой
сценарий применяют нечасто.
7) Привлекательная цель
ФОРМУЛА:
перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель,
выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое
планирует педагог.
Пример. Цель учителя - показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фотоаппаратом...), понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
8) Вопрос к тексту
ФОРМУЛА:
перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему
список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.
И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания - он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто... Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.
9) Проблемный диалог
10) Лови ошибку!
ФОРМУЛА 1:
объясняется новый материал, учитель намеренно допускает ошибку. Ученики
предупреждены об этом и должны выявить ошибки в изложении.
ФОРМУЛА 2:
ученики получают текст со специально допущенными ошибками, их необходимо
отыскать и объяснить, как должно быть правильно.
Элементы нашей методики использования этого приема опубликованы в статье "Задачи с псевдорешениями" ("Физика в школе", N2 2007 г.)
ФОРМУЛА:
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только
по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
12) Выборочный контроль
ФОРМУЛА:
проверять работы учеников выборочно.
Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5-6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один «подводный камешек». Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в «список избранных».
13) Повторяем с контролем
ФОРМУЛА:
ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или
спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников
к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.
14) Повторяем с расширением
ФОРМУЛА:
ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.
15) Свои примеры
ФОРМУЛА:
ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.
16) Пересечение тем
ФОРМУЛА:
ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи,
вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной
темой, указанной учителем.
Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.
Пример. При изучении темы «Сопротивление проводников»
несколько учеников получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю
тему с изученной ранее темой «Плавление вещества». Ученик Виктор К. предложил
такое условие: какое количество тепла необходимо для расплавления медного
провода, длина которого 10 м, а сопротивление R=0,017 Ом. Температура
провода 0°С.
Потом задача Виктора была предложена всему классу.
ФОРМУЛА: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?
При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.
Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны.
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА:
при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к
учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А
и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не
смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН
знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал
тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет
в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.
ФОРМУЛА:
ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят.
Пример. На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки.
Вопрос: куда направлена равнодействующая сила, если автомобиль движется
вперед с постоянной скоростью.
Ответы: А; Б; В; Г; перечисленные ответы неверны.
Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.
ФОРМУЛА:
рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому
жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Пример. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.
ФОРМУЛА:
контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых
ученых навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной
учебы.
ФОРМУЛА:
контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.
Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно
(см. прием "Задание массивом").
Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются
из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше
задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить
знакомую задачу и быстро справиться с ней. Хороший стимул|
ФОРМУЛА: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.
Первый уровень - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ . Главное свойство этого задания:
оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение
которого вы беретесь.
Я хочу выделить слова "за обучение которого вы беретесь", потому
что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому:
этого ученика я обучить не смогу - и, соответственно, не мучиться самому
и не мучить его.
Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ . Его выполняют ученики, которые
желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого
вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока,
подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Обычно оно выполняется
на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
ФОРМУЛА 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по
желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами,
составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше
вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой
массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок
времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную
возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам
в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный
предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности,
на который способен "замахнуться". И таким образом сам как бы
отслеживает уровень своей компетентности.
Хочу еще раз подчеркнуть плюсы при задании массивом. Первый плюс - происходит
самосогласование ребенка и уровня задач, которые решает. Второй - дети
решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность поговорить
не на тему "мыльной оперы", а на тему учебную, обменяться решениями.
Третий - выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким
образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо
больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать
сложность задачи.
В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш "олимпийский резерв". Раз особое внимание - то и особое задание.
ФОРМУЛА: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.)
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
Пример. У автора обычно было от 3 до 7 учеников, получающих такое задание. Его нельзя было получить просто так - только заслужить. Задание давалось на неделю-две в зависимости от класса и имело две категории сложности. Реально более сложная категория отличалась заменой 3 - 5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание - отказываться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому "особисту" вклеивалась
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ:
1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно.
2. Задание аккуратно оформляется и сдается к строго оговоренному сроку.
3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); HP (указываются номера нерешенных задач).
4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются. Оценка "4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу.
5. При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми по отношению к себе.
6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку... Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную.
ФОРМУЛА: учитель задает домашнее задание необычным способом.
Творческий характер самого домашнего задания - это понятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значения. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по-новому, необычно? Вот что придумала одна учительница:
1. ".делать французс.ий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный". Ученики должны выписать только пропущенные буквы. Из этих букв у них получится слово "сказка". Значит, домашнее задание будет: "Сочинить сказку на определенное правило". Попутно мы повторяем правила: написание корней -раст- - -рос-, суффиксов -к- и -ск-, приставки с-; звонких согласных в корне слова.
2. 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра - это номер буквы в алфавите: а - первая, б - вторая и т. д.
3. Возьмите приставку из слова "предлагать", корень - из слова "сложить", суффикс - из слова "умножение", окончание - из слова "вишня". (Получится слово "предложения".) А домашнее задание будет таким: выпишите из художественных произведений предложения на определенное пунктуационное правило.
4. Домашнее задание, аналогичное предыдущему (шесть предложений).
Пример. Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.
ФОРМУЛА: ученики выполняют ТДЗ (творческое домашнее задание)
Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.
Пример. Ученик девятого класса Саша К. составил тематический сборник из десяти задач по механике, в условиях которых фигурировали детские игрушки и аттракционы.
Пример. Ученики делают плакатики-аннотации самых интересных статей из журналов "Юный натуралист" и "Биология в школе" в рекламно-интригующем стиле. Плакатики вывешиваются на стене кабинета в период изучения соответствующей темы.
Пример. Ученики изготавливали слайды с задачами, в том числе задачами-шутками по физике. Потом сами проводили фрагменты урока по повторению пройденных тем с использованием этих слайдов.
Пример. Ученик разрабатывает авторский курс: серию ярких опытов (с пояснениями), цель которых - пробудить интерес к химии у детей из начальных классов. "Защита" такого курса в форме доклада перед своими одноклассниками - прекрасный повод повторить накопленные знания.
ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное.) Что новое сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "административными мерами", чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело - он может наравне со всеми сказать и свое мнение.
ФОРМУЛА:
ученик участвует в управлении обучением, выполняя роль "подводящего
итоги".
Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.
30) "Да-нетка"
ФОРМУЛА:
учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического
героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы
учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и
да и нет".
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
31) ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!" Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.
Пример. Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.