Купе было двухместное, но пассажиров
в нём ехало трое: я, папа и дочка. Прелестная девочка! У неё ещё такое
красивое имя! Её звали... Ах да, как её звали? Впрочем, неважно. Буду
называть её Единичкой.
Единичка, как и я, очень любит арифметику. Она только что перешла во
второй класс, и у неё по всем предметам пятёрки.
Есть у Единички и недостатки — она очень капризна: то ей скучно, то
ей жарко, то она хочет спать, то она хочет есть, а то ничего не хочет.
При всём при том она умная и добрая девочка.
Единичкиного папу звали... Как его звали? Это тоже неважно. Буду звать
его Минусом, потому что он всё время куда-то вычитался, то есть я хочу
сказать, исчезал — то в тамбур, курить, то в вагон-ресторан... Мы так
и ехали в купе — втроём минус папа.
Поезд ещё только набирал скорость, а Единичка уже успела забраться наверх
в багажник, два раза пробежать по коридору, заглянуть во все купе, попросить
у проводника сухариков к чаю, затем снова усесться на место и внимательно
рассмотреть мою бороду.
Потом она глубоко вздохнула и сказала:
— Ужасно скучно всё время сидеть на одном месте.
Я стал думать, чем бы полезным её занять, но она сама подсказала мне
чем.
— Что же это, — развела руками Единичка, — так и будут мелькать в окошке
одни телеграфные столбы?
— Столбы? — воскликнул я. — Это же превосходно! Единичка, ты даже не
представляешь себе, что такое телеграфные столбы! Да ещё когда они мелькают
в окошке! Знаешь ли ты, что столбы умеют разговаривать?
Единичка даже в ладоши захлопала:
— По-человечьи?
— Ну конечно, а то как же! — подтвердил я.
— И что же они могут сказать?
— Ну, например, с какой скоростью мчится наш поезд.
Я достал секундомер, положил его на откидной столик перед Единичкой
и велел засечь время, как только я крикну: «Раз!»
Едва промелькнул очередной столб, я крикнул: «Раз!» — и стал считать
следующие столбы. Когда прошла ровно минута, Единичка, как было заранее
условленно, крикнула: «Стоп!» Именно в это мгновение мимо нас пролетел
сорок восьмой столб.
— Вот и все! — сказал я. — Сейчас мы узнаем скорость поезда. Расстояние
между столбами, как мне известно, одинаковое и равно пятидесяти метрам.
И если я отсчитал сорок восемь столбов, то спрашивается: сколько же
метров прошёл поезд за одну минуту? Пиши, Единичка! Умножаем сорок восемь
на пятьдесят — получаем две тысячи четыреста метров, или, иначе, два
целых и четыре десятых километра. Это расстояние поезд прошёл за минуту,
стало быть, за час он пройдёт в шестьдесят раз больше. Ну-ка, Единичка,
умножь две целых и четыре десятых на шестьдесят. Сколько получается?
Сто сорок четыре. Правильно. Значит, поезд идёт со скоростью 144 километра
в час. Настоящий экспресс! И кто это нам сказал? Телеграфные столбы.
А ты говоришь — скучно.
— Теперь не скучно, — сказала Единичка (тут она тихонько хихикнула),
— но... поезд идёт медленней.
— Ты хочешь сказать, что я не умею перемножать числа? — обиделся я.
Но Единичке уже было не до меня. Мы въехали на длинный мост, и непоседа
всё время металась из купе в коридор и обратно: ей хотелось увидеть
оба берега реки сразу!
Расстроенный нашей размолвкой, я прилёг на диван, открыл увлекательнейшую
книгу «Как производить точные вычисления» и незаметно заснул.
А когда проснулся... Впрочем, об этом я расскажу в следующей главе.