Конструктор уроков по теме "Закон сохранения импульса"

Разделы урока
Импульс
ЗСИ
Реактивное движение
Начало урока

Отсроченная отгадка
Опытный баскетболист, принимая сильно посланный мяч, расслабляет руки и слегка подается назад вместе с мячом. Почему?
ФК
Соударения (N1,1998) (N11)

Удивляй!
Иногда в кинофильмах бывают эпизоды, когда пуля попадает в героя, и он отлетает назад на несколько метров. Случается ли такое в реальной жизни или же это кинотрюк?
Осторожно! Закон сохранения импульса

УМШ
Почему именно ракета выбрана в качестве космического летательного аппарата?
Стасенко А., Летать быстрее и дальше. (N9,1982)

Объяснение нового материала

Гольдфарб Н., Новиков В., Импульс тела и системы тел. (N12,1977)

Чивилев В., Закон сохранения импульса (N2,2000)

Лови ошибку! Задача N2
Осторожно! Закон сохранения импульса

Стасенко А., Сверхзадача космического полета. (N10,1992)

Закрепление, тренировка, отработка умений

Отчего хрупкий предмет разбивается, если его роняют на жесткий пол, и остается целым, если он попадает на мягкую подстилку?
ФК
Соударения (N1,1998) (N2)

Почему человек, держащий базуку (ручной гранатомет), не испытывает отдачи при стрельбе?
ФК
Соударения (N1,1998) (N8)

В каком направлении станет перемещаться аэростат, если по свисающей с него лестнице начнет подниматься человек с постоянной скоростью относительно лестницы?
ФК
Количество движения (N6, 1991) (N10)

Будет ли увеличиваться скорость ракеты, если скорость истечения газа относительно ракеты меньше скорости самой ракеты, т.е. если вытекающий из сопла ракеты газ летит вслед за ракетой?
ФК
Количество движения (N6, 1991) (N13)

Повторение

По изогнутой под прямым углом трубе течет вода. Действует ли вода на трубу? В каком направлении?
ФК
Количество движения (N6, 1991) (N2)

На абсолютно гладкой горизонтальной плоскости лежит обруч, на котором сидит жук. Какие траектории будут описывать жук и центр обруча, если жук поползет по обручу?
ФК
Количество движения (N6, 1991) (N12)

Как оптимально включать двигатели: одновременно или последовательно, чтобы сэкономить топливо?
Анфимов М., Закон сохранения импульса и маневры космического корабля (N3, 1992)

Контроль Программируемый опрос Опрос по цепочке Блиц-контрольная
Домашнее задание Задание массивом Три уровня домашнего задания Необычная обычность
Особое задание теоретикам

Две одинаковые шайбы скользят рядом по гладкому льду, причем одна движется поступательно, а другая вращается. У какой из них импульс больше?
Зайцев И., Импульс. Закон сохранения импульса (N3,1972)

Две одинаковые тележки, на которых находятся два одинаковых дворника, движутся по инерции с одинаковыми скоростями параллельно друг другу. В некоторый момент времени на тележки начинает падать снег равномерным потоком. Дворник, стоящий на одной из тележек, сбрасывает снег всё время вбок, а на второй тележке дворник спит. Какая из тележек быстрее пройдет одно и то же расстояние?
Асламазов Л., Закон сохранения импульса. Реактивная сила. (N10,1979)
Как рассчитать минимальное количество топлива, необходимое для того, чтобы за наименьшее время добраться на базу, двигаясь с ускорением, не превышающим 4g?
Стасенко А., Сверхзадача космического полета. (N10,1992)
Особое задание экспериментаторам

Можно ли, сидя на стуле и не касаясь пола ногами, проехать через комнату?
ФК
Количество движения (N6, 1991) (N15)

Изготовьте прибор для демонстрации прямолинейного движения центра масс тарелки при ее вибрации.
Майер В., Диренштейн В., Летающая тарелка, или иллюстрация движения центра масс (N7,1991)

Микроопыт. Надуйте резиновый шарик и выпустите его из рук, не завязывая отверстие. Что произойдет при этом? Почему?
ФК
Количество движения (N6, 1991)

Особое задание гуманитариям ТДЗ: "Сочиняем сами" (физика и научное предвидение)
Бернштейн П., Несколько дополнений к уроку литературы, или Еще раз о научном предвидении. (N6,1987)

ТДЗ: "Сочиняем сами" (физика и "правдивые" истории)
Юфанова И., Интервью с бароном Мюнхгаузеном. (N10,1981)

Реферат: "Успехи космонавтики в марках"
Уголок филателиста

Особое задание исследователям Как решать некоторые вузовские задачи школьными методами?
Гуревич Б., Малков Р., Как обмануть интеграл (N12,1991)
Проведите экспериментальное исследование реактивного движения.
Пономарев Е., Опыты для изучения реактивного движения. (N2,1977)
Парадокс. Может ли тело, двигаясь в среде, увеличить свою скорость?
Павленко Ю., Парадокс спутника. (N5,1986)
Митрофанов А., Аэродинамический парадокс спутника. (N3,1998)
Конец урока
Отсроченная отгадка Обсуждаем д/з Роль "подводящий итоги"