Задачи по цепочке

Скажу сразу, что я не знаю, кто выдумал эти задачи. Некоторые из них мне рассказал Олег Владимирович Долгов. Может быть, вы его видели на экране телевизора, потому что он давно уже выступает в команде знатоков в телепередаче «Что? Где? Когда?». Но хотя он и знаток, оказалось, что и он не знает, кто автор этих задач. Кроме задач, рассказанных мне О. В. Долговым, есть еще и другие задачи такого типа — некоторые из них я слышал раньше, но тоже не мог установить, кто их автор. Задачи мне очень понравились, и я решил их изложить на страницах «Кванта». Надеюсь, что и вам они понравятся и, кроме того, быть может, кто-нибудь из читателей укажет нам их автора (или авторов). А может быть, и сами авторы увидят свои задачи напечатанными и объявятся. Итак, вот эти задачи.

Задача N1. Сколько нужно проделать операций, чтобы засунуть бегемота в холодильник?

После того, как О. В. Долгов задал мне эту задачу, я задумался... Долгов пришел мне на помощь:
— Я вам скажу, как решается первая задача. Для того чтобы поместить бегемота в холодильник, требуется совершить три операции:
1. Открыть холодильник.
2. Положить бегемота в холодильник.
3. Закрыть холодильник.
Из этого решения я уяснил себе, что понимается под словом «операция». Каждое из указанных в решении действий и есть операция. После этого мне была задана следующая задача.

Задача N2. Сколько операций надо проделать для того, чтобы положить в холодильник жирафа?

Подумав немного, я сказал:
— Наверное, для того чтобы положить жирафа в холодильник, надо проделать больше операций, чем для того, чтобы положить туда бегемота.
— Почему? — спросил О. В. Долгов.
— Потому что жираф не влезет в холодильник. Его нужно предварительно сложить.
— Не нужно его складывать, — сказал О. В. Долгов,— холодильник достаточно велик. Жираф может свободно в нем поместиться, если там нет никого другого.
— Тогда, как и в предыдущей задаче, достаточно трех операций — открываем холодильник, кладем жирафа, закрываем.
— Нет, неверно. На этот раз нужно проделать четыре операции, — сказал О. В. Долгов. И перечислил эти операции:
1. Открываем холодильник.
2. Вынимаем бегемота.
3. Кладем жирафа.
4. Закрываем холодильник. Надо ли что-то объяснять?! Я забыл, что холодильник был занят! После первой задачи в холодильнике остался бегемот. Затем мне была задана

Задача N3. Бегемот и жираф находятся на суше на расстоянии 1 километра от берега реки. Кто из них быстрее добежит до воды?

Когда решаешь такого рода задачи, думать бесполезно. Тем не менее, я подумал и сказал:
— Жираф быстрее добежит, у него ноги длинные.
— Неправильный ответ,— сказал О. В. Долгов.
— А какой ответ правильный?
— Скорее добежит до берега бегемот.
— Почему?
— Потому что жираф остался в холодильнике...
Я засмеялся, и мие была предложена следующая задача:

Задача N4. Сколько бегемотов умещается в кузове пятитонного грузовика?

На этот раз я призадумался, но Олег Владимирович не дал мне размышлять долго:
— Вы не теряйте зря времени, я вам сам подскажу ответ: умещается пять тонн бегемотов — полный кузов.
А теперь сами решите задачу N5. Только быстро. Итак...

Задача N5. Сколько поместится жирафов в кузове пятитонного грузовика?

— Тоже полный кузов,— сказал я неуверенно.
— Неправильно.
— А сколько же?
— Ни одного жирафа.
— Почему?
— Потому что кузов доверху набит бегемотами.
И в самом деле, после решения четвертой задачи бегемоты так и остались в кузове грузовика. Никто их не снял оттуда.
Задачи эти мне понравились, я их запомнил и, придя домой, рассказал моей дочке Кате. Она тогда училась в шестом классе. К моему удивлению, Катя мгновенно, одну за другой, их решила и сразу же задала мие

Задачу N6. Мальчик упал с четырех ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если он упадет с сорока ступенек?

Я неуверенно сказал:
— Сорок ступенек... это в десять раз больше, чем четыре ступеньки. Значит, мальчик сломает десять ног. Но, наверное, это неправильный ответ?
— Неправильный, — сказала Катя.
— А какой ответ правильный?
— Мальчик сломает всего одну ногу.
— Почему?
— Потому что одну ногу он уже сломал, а у него их всего две...
После мы с Катей решили, что нехорошо загадывать эту задачу про мальчика, жалко его — это ведь очень больно, когда человек ломает ногу. Мы решили загадать эту задачу не про мальчика, а про стул: стул падает с лестницы, и при этом у него ломаются ножки. Стул, конечно, тоже жаль, но меньше, чем человека. И, кроме того, задача показалась нам очень интересной. Одного стула не жалко на такую задачу.
Вот и все известные мне задачи, расположенные по цепочке.
Может быть, читатели знают и другие такие задачи? Тогда присылайте их в наш журнал.

Б. М. Болотовский (Журнал "Квант", N10 1987)

А это уже более позднее сочинение на данную тему

Вот 4 вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов:

Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник?

Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник.

Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач.

Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона?

Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник.
Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник.

Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.

Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь?

Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните?

Этот вопрос проверяет вашу память.

ОК. Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны.

Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете?

Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва.

Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.