Физбой для учащихся 9-х классов

 

Информацию о проведении физбоя можно найти в нашей публикации в газете "Физика. Первое сентября" N3/2008

 

Розыгрыш хода

Сколько Нобелевских премий получили российские физики?

Ответ

Вопросы брэйн-ринга

1. Американский физик Роберт Вуд в Ист-Хемптоне построил гигантский для своего времени спектроскоп, представляющий собой трубу диаметром 6 дюймов и длиной 42 фута, который был лучшим инструментом своего рода во всем мире (1912 год). Этот спектроскоп сделал знаменитой ассистента физика – его кошку. Чем же занималась кошка?

2. Получивший в 1978 году Нобелевскую премию по физике 84-летний П.Л.Капица должен был прочесть лекцию, посвященную тем работам, за которые он получил премию. Почему, по словам Капицы, он вместо этого прочел лекцию на совершенно другую тему?

3. В английских книгах ЕГО портреты подписывают тремя словами. Какими?

4. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Здание математического института сэра Исаака Ньютона в Кембридже построено с таким расчетом, чтобы математики могли постоянно обмениваться идеями с коллегами и не прерывать общения, передвигаясь по институту. В каждой комнате института, не исключая и туалеты, и даже в лифте есть... Что?

5. Один молодой человек хотел получить работу. Следуя объявлению в газете, он попал в большой и загруженный делами офис, где было много суеты и шума, стучал телеграфный аппарат. В офисе уже ждало больше дюжины посетителей, и он присоединился к ним. Спустя две или три минуты молодой человек встал и вошел в кабинет начальника, а через пять минут начальник вышел и сообщил о том, что вакансия занята. А что отличало этого молодого человека от его конкурентов?

6. Логическая задача. Есть одни трамвайные рельсы, по ним ходят 2 вида трамвая: красный и белый. Они ходят в одну сторону, по одним и тем же рельсам. Красные ходят через каждые 10 минут, а белые через каждые 600 секунд. Но в красном трамвае всегда едет больше народа, чем в белом. Почему?

7. Изобретатель Генрих Альтшуллер однажды провёл такой опыт. В детском саду подвесили к потолку две верёвочки на таком расстоянии, чтобы, держа одну из них, ребёнок не мог дотянуться до второй. В комнату по очереди вводили детей и просили их связать верёвки. Одна девочка догадалась привязать к одной верёвке куклу и раскачать её. Тогда Альтшуллер усложнил задачу, убрав из комнаты абсолютно все предметы, которые можно было бы использовать в качестве груза. И всё равно один мальчик справился с заданием. Каким образом?

8. Решите "задачу" П.Л.Капицы.
Собаке привязали к хвосту сковородку. Когда собака бежит, сковородка звенит о мостовую. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать шума сковородки?

9. ЭТО единственное место в России, где стрелки часов остались непереведёнными при переходе на «зимнее время».

10. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. На обложке задачника по физике изображён рисунок к известной басне Крылова, иллюстрирующий нахождение равной нулю равнодействующей трёх приложенных к телу сил. Процитируйте строки басни или дайте её название.

11. В каждой теме рубрики "Калейдоскоп Кванта" есть микроопыт. Например, в теме "Давление" предлагается найти способ вылить воду из бутылки, не наклоняя её. А вот в теме "Орбитальное движение" предлагается провести мысленный опыт, вообразив себя на месте космонавта. И только в ЭТОЙ теме автор не даёт возможность провести дома микроопыт.

12. Эта система была создана в эпоху Французской революции. По мысли её авторов она должна была служить "на все времена, для всех народов" ("a tous les temps, a tous les peuples'). Несмотря на её явные преимущества и удобства, наряду с ней в Англии, США и некоторых других странах до настоящего времени используются другие системы, а она так и не стала государственной. Назовите три основные единицы этой системы.

Ответы

Конкурс: узнайте рисунок из своего учебника

УГАДАЙКА

В конкурсе принимают участие один из членов команды, сидящий спиной к экрану, и студент ВУЗа, наш бывший лицеист, смотрящий на экран. На экране в течение 60 секунд появляются картинки, на которых изображены физические приборы, явления, физические величины, формулы, планеты Солнечной системы и т.п. Студент, не называя изображенное на экране своим именем, пытается передать смыл увиденного доступными способами, а лицеист должен угадать, что показано на экране. Например, видя на слайде «4200 Дж/(кг.°С)», студент может сказать «удельная теплоемкость воды», а, увидев компас, – «прибор, помогающий туристу определить стороны света». Лицеист, верно назвав изображенное на экране, приносит очко своей команде.

Конкурс: найдите ошибку в формулах

 

ПЕНТАГОН

О. УЧЁНЫЙ

1. Он играл на лютне и писал картины, которые, к сожалению, не дошли до нас.
2. Он просил похоронить его рядом с Микеланджело.
3. Героем одной из его книг был простак Симпличио.
4. Он изобрёл первый телескоп.
5. Легенда приписывает ему слова: «А всё-таки она вертится!».

А. ОБЪЕКТ

1. Его первыми посетителями были американцы.
2. Он оказывает большое влияние на Мировой океан.
3. Он дал название камню.
4. Собаки и волки к нему не равнодушны.
5. Его видимая часть называется месяц.

Б. ВЕЛИЧИНА

1. Прибор для её измерения обозначает в переводе «измеряю тяжесть».
2. Она является причиной кессонной болезни.
3. С увеличением высоты над поверхностью Земли уменьшается.
4. Она влияет на температуру кипения жидкости.
5. Измеряется единицами длины, но определённого столба.

В. ЗАКОН

1. Учёный, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы.
2. Братья Монгольфье воспользовались им.
3. Он помог разоблачить мошенничество ювелира.
4. Он действует и в жидкости и в газе.
5. Открыт он был в ванне.

Г. СООРУЖЕНИЕ

1. Его высота около 60 метров.
2. Ось симметрии наклонена к поверхности Земли.
3. Учёные предполагают, что оно всё-таки упадёт.
4. Великий Галилей проводил свои опыты, находясь на его верху.
5. Оно находится в городе Пиза.

Ответы