Вопросы брэйн-ринга
1. Американский физик Роберт Вуд в Ист-Хемптоне построил гигантский
для своего времени спектроскоп, представляющий собой трубу диаметром
6 дюймов и длиной 42 фута, который был лучшим инструментом своего рода
во всем мире (1912 год). Этот спектроскоп сделал знаменитой ассистента
физика – его кошку. Чем же занималась кошка?
2. Получивший в 1978 году Нобелевскую премию по физике 84-летний П.Л.Капица
должен был прочесть лекцию, посвященную тем работам, за которые он получил
премию. Почему, по словам Капицы, он вместо этого прочел лекцию на совершенно
другую тему?
3. В английских книгах ЕГО портреты подписывают
тремя словами. Какими?
4. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Здание математического института
сэра Исаака Ньютона в Кембридже построено с таким расчетом,
чтобы математики могли постоянно обмениваться идеями с коллегами
и не прерывать общения, передвигаясь по институту. В каждой
комнате института, не исключая и туалеты, и даже в лифте есть...
Что?
5. Один молодой человек хотел получить работу. Следуя объявлению
в газете, он попал в большой и загруженный делами офис, где
было много суеты и шума, стучал телеграфный аппарат. В офисе
уже ждало больше дюжины посетителей, и он присоединился к ним.
Спустя две или три минуты молодой человек встал и вошел в кабинет
начальника, а через пять минут начальник вышел и сообщил о том,
что вакансия занята. А что отличало этого молодого человека
от его конкурентов?
6. Логическая задача. Есть одни трамвайные
рельсы, по ним ходят 2 вида трамвая: красный и белый. Они ходят
в одну сторону, по одним и тем же рельсам. Красные ходят через
каждые 10 минут, а белые через каждые 600 секунд. Но в красном
трамвае всегда едет больше народа, чем в белом. Почему?
7. Изобретатель Генрих Альтшуллер однажды провёл такой опыт.
В детском саду подвесили к потолку две верёвочки на таком расстоянии,
чтобы, держа одну из них, ребёнок не мог дотянуться до второй.
В комнату по очереди вводили детей и просили их связать верёвки.
Одна девочка догадалась привязать к одной верёвке куклу и раскачать
её. Тогда Альтшуллер усложнил задачу, убрав из комнаты абсолютно
все предметы, которые можно было бы использовать в качестве
груза. И всё равно один мальчик справился с заданием. Каким
образом?
8. Решите "задачу" П.Л.Капицы.
Собаке привязали к хвосту сковородку. Когда собака
бежит, сковородка звенит о мостовую. С какой скоростью должна
бежать собака, чтобы не слышать шума сковородки?
9. ЭТО единственное место в России, где стрелки часов остались
непереведёнными при переходе на «зимнее время».
|
|
10. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. На обложке задачника по физике изображён
рисунок к известной басне Крылова, иллюстрирующий нахождение равной
нулю равнодействующей трёх приложенных к телу сил. Процитируйте строки
басни или дайте её название.
11. В каждой теме рубрики "Калейдоскоп Кванта" есть микроопыт.
Например, в теме "Давление" предлагается найти способ вылить
воду из бутылки, не наклоняя её. А вот в теме "Орбитальное движение"
предлагается провести мысленный опыт, вообразив себя на месте космонавта.
И только в ЭТОЙ теме автор не даёт возможность провести дома микроопыт.
12. Эта система была создана в эпоху Французской революции. По мысли
её авторов она должна была служить "на все времена, для всех народов"
("a tous les temps, a tous les peuples'). Несмотря на её явные
преимущества и удобства, наряду с ней в Англии, США и некоторых других
странах до настоящего времени используются другие системы, а она так
и не стала государственной. Назовите три основные единицы этой системы.
Ответы
Конкурс: узнайте рисунок из своего учебника
|
|
|
|
|
УГАДАЙКА
В конкурсе принимают участие один из членов команды, сидящий спиной
к экрану, и студент ВУЗа, наш бывший лицеист, смотрящий на экран. На
экране в течение 60 секунд появляются картинки, на которых изображены
физические приборы, явления, физические величины, формулы, планеты Солнечной
системы и т.п. Студент, не называя изображенное на экране своим именем,
пытается передать смыл увиденного доступными способами, а лицеист должен
угадать, что показано на экране. Например, видя на слайде «4200 Дж/(кг.°С)»,
студент может сказать «удельная теплоемкость воды», а, увидев компас,
– «прибор, помогающий туристу определить стороны света». Лицеист, верно
назвав изображенное на экране, приносит очко своей команде.
Конкурс: найдите ошибку в формулах
|
|
|
ПЕНТАГОН
О. УЧЁНЫЙ
1. Он играл на лютне и писал картины, которые, к сожалению, не дошли
до нас.
2. Он просил похоронить его рядом с Микеланджело.
3. Героем одной из его книг был простак Симпличио.
4. Он изобрёл первый телескоп.
5. Легенда приписывает ему слова: «А всё-таки она вертится!».
А. ОБЪЕКТ
1. Его первыми посетителями были американцы.
2. Он оказывает большое влияние на Мировой океан.
3. Он дал название камню.
4. Собаки и волки к нему не равнодушны.
5. Его видимая часть называется месяц.
Б. ВЕЛИЧИНА
1. Прибор для её измерения обозначает в переводе «измеряю тяжесть».
2. Она является причиной кессонной болезни.
3. С увеличением высоты над поверхностью Земли уменьшается.
4. Она влияет на температуру кипения жидкости.
5. Измеряется единицами длины, но определённого столба.
В. ЗАКОН
1. Учёный, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы.
2. Братья Монгольфье воспользовались им.
3. Он помог разоблачить мошенничество ювелира.
4. Он действует и в жидкости и в газе.
5. Открыт он был в ванне.
Г. СООРУЖЕНИЕ
1. Его высота около 60 метров.
2. Ось симметрии наклонена к поверхности Земли.
3. Учёные предполагают, что оно всё-таки упадёт.
4. Великий Галилей проводил свои опыты, находясь на его верху.
5. Оно находится в городе Пиза.
Ответы