Материалы для коллег

Осуществление научно-методического руководства

проектно-исследовательской деятельностью учащихся

Система нашей работы

Методика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности учащихся отражена в нашей публикации в газете "Физика. Первое сентября" N18/2009.

В наш лицей ребята приходят в 8-й класс, то есть после первого года изучения физики. И вот что показательно: когда новички, вступившие в лицейское братство, отвечали на анкетный вопрос «Ваши любимые предметы», подавляющее большинство из них почему-то «забывало» в этот момент о физике. Поэтому наша первоочередная задача заключалаcь в том, чтобы постараться как можно быстрее изменить это незавидное для нас и наших коллег положение.

Наш опыт руководства проектно-исследовательской деятельностью (ПрИД) учащихся показывает, что именно она в немалой степени способствовала изменению в позитивную сторону отношения учащихся к физике.

О том, что это действительно удалось, можно судить и по анкетам в конце учебного года и по такому, возможно, и незначительному, но всё же очень показательному примеру.

Однажды после проведения выпускных экзаменов в 9 классе между лицеистом Сашей П. и учителем состоялся такой диалог: «Не могли бы Вы предложить темы для летнего проекта?» – «А где ты будешь отдыхать летом?» – «На Канарах» – «И ты хочешь там не забывать о физике?!» – «Конечно!» – «Что ж, давай вместе подумаем, как бы удачно сочетать отдых с занятиями любимой физикой!»

В процессе работы выявились некоторые проблемы, часть из которых мы смогли решить в той или иной степени. Приведённая ниже таблица показывает их и степень нашего решения возникавших проблем.

N

Проблемы ПрИД

Степень решения проблемы

1.
Система в работе
+!
2.
Мотивация
+!
3.
Тематика
+
4.
Оценивание
+/-
5.
Научно-методическое руководство
+/-

Условные обозначения:
+! – проблема успешно решена
+ – решение проблемы в основном
+/- – намечены пути решения проблемы

Остановимся подробнее на самих проблемах и возможных путях их преодоления.

1. Система в работе

Как и в любом ином серьёзном деле, работа в ПрИД должна быть хорошо продумана и спланирована. При этом очень важно сочетание разнообразных форм работы: исследовательских микрозаданий на уроках и в домашних условиях, проектно-исследовательской деятельности и различных видов внеклассных мероприятий, где ПрИД включается одной из составляющих.

При этом не надо забывать, что ПрИД – одна из оставляющих в общей системе работы при изучении физики, но в то же время – это важнейшая составляющая. И вот почему. Для успешного усвоения учебного материала, на наш взгляд, совершенно необходимы два фактора: любовь к изучаемому предмету и возможность самореализации в нём.

2. Мотивация

Как добиться того, чтобы ПрИД была интересна для большинства учащихся? – по-видимому, это одна из главных проблем. Проекты выполняют практически 100% наших учащихся. Мы считаем, что нам удалось решить её за счёт системного подхода к самой проблеме и, в первую очередь, удачной подборкой тем микропроектов. О системе в работе речь пойдёт ниже, а пока остановимся на формировании тематики микропроектов.

3. Тематика

Мы располагаем достаточно большим набором разнообразных по характеру тем микропроектов для учащихся с самыми разными склонностями и предпочтениями. Не менее половины 8-классников с удовольствием проводит эксперименты, поэтому им предлагаются именно такие проекты, где требуется собрать установку, провести наблюдения или опыт:
«Куда дует ветер?» (N2/1997), «Странные тени и отражения» (N3/1996), «Молоко убежало» (N4/2001), «Шарик, который не сдувается» (N5/1979), «Капля на горячей поверхности» (N12/1977), «Смерч у вас дома» (43) (N4/2003), «Путешествие в луче отражённого света» (N2/1995), «Устоит ли наш кораблик?» (N4/2008) (в скобках после темы указан номер и год журнала «Квант», в котором опубликована статья).
Почему нами взяты за основу ресурсы именно этого журнала? По нашему мнению, «Квант» – один из самых качественных, надёжных и доступных источников информации для учителей и школьников. К сожалению, при всём изобилии существующих ныне материалов для школьников встречается слишком много непроверенных и даже искажённых фактов (особенно в сети Интернет). Доступность этих ресурсов журнала «Квант» связана с тем, что практически весь его архив выложен на сайте http://kvant.mccme.ru/index.htm. Другим возможностям использования материалов, имеющихся в Интернете, посвящена наша статья в «Физика ПС» N17/2009.
Однако в любом классе есть и теоретики, имеющие склонность к размышлениям. Для них интересными могут оказаться темы: «Почему Луна не из чугуна?» (N4/1972), «Почему у сыра круглые дыры» (N2/1998), «Почему человек не стал великаном» (N7/1990), «Почему в холодильнике сохнут продукты?» (N4/1977), «Почему Земля вращается против часовой стрелки?» (N4/2006), «Может ли быть невозможное?» (N4/1985), «У металлов есть память» (N9/1983), «Что случилось с лампочкой?» (N8/1983), «Огни святого Эльма у вас дома» (N7/1991).
Любителей истории физики, возможно, привлекут темы «Немного о термометре и термоскопе Фердинанда» (N5/1986), «Загадка лейденской банки» (N11/1991), «Дальтон взвешивает атомы» (N4/1987), «Игра нитей в опыте Рихмана» (N11/1992), «Что думали о дальнозоркости две тысячи лет назад» (24, 25, 26) (N6/1999), «За одним столом с Плутархом» (26, 27, 28) (N1/2002).
Даже «чистые гуманитарии» не должны остаться вне ПрИД.
Подробную тематику микропроектов для учащихся 8-х классов мы даём в Приложении.

4. Оценивание

Выполняющие проекты должны чётко представлять, что именно ценится в самой работе. К сожалению, большинство из 8-классников, начиная обучение в лицее, о проектной деятельности имеет весьма отдалённое представление, считая её сродни реферативной работе в самом примитивном виде последней, когда требуется всего лишь найти в сети Интернет какую-либо статью по данной теме, скачать и распечатать её (порой даже не читая при этом).
Мы же на конкретных примерах объясняем, что, на наш взгляд, заслуживает высокого звания «Микропроект».
1. Если работа экспериментальная, то необходимо самостоятельно собрать установку и выполнить сам эксперимент, составив отчёт о проделанном.
2. Если же работа теоретическая, во время её защиты нужно не только рассказать о том, что прочитано в книгах, статьях или на сайтах, но и объяснить, что же именно добавлено автором микропроекта к тому, что было первоначально в исходных материалах. Иначе «проект» будет носить лишь реферативный характер. Конечно, и от таких работ нельзя отказываться полностью, ведь есть отдельные учащиеся, для которых пока (в 8 классе) посилен лишь такой вид деятельности (постепенно они смогут разобраться в специфике ПрИД и подняться на более высокий уровень).
Очень хорошо, что многие статьи журнала «Квант» включают в себя нерешённые вопросы по теме и тем самым дают направление, в котором нужно идти для развития микропроекта.
Известно, как важно объективно оценить выполненную работу. Жюри составляют сами учащиеся. Во время защиты микропроектов каждому из присутствующих выдаётся листок, на котором напечатан список учащихся и список номинаций, по которым проводится выбор лауреатов:

1. Необычное в обычном (новизна темы)
2. Качество оформления работы
3. Использование фото-, видеоматериалов
4. Ораторское искусство
5. Научность изложения материала
6. Доступность раскрытия темы
7. Свой вклад в работу
8. Лучший теоретик
9. Лучший экспериментатор

Таким образом, выбор номинантов осуществляется самими учащимися, а учитель лишь обрабатывает полученные анкеты и объявляет результаты.

5. Научно-методическое руководство

Ещё одна серьёзная проблема – как суметь осуществить руководство большим количеством работ одновременно (у нас, например, на одного учителя приходится до 50 ученических микропроектов в год!). Даже беглый просмотр их требует значительного времени, а уж если нужно ещё и проконсультировать каждого, то задача, на первый взгляд, становится практически невыполнимой... Мы не нашли 100%-ного решения этой проблемы, и всё же пути решения намечены: одна из возможностей – помощь старшеклассников, особенно в тех случаях, когда они сами выполняли аналогичную работу. Без сомнения, подобное сотрудничество имеет важное воспитательное значение.
Перейдём теперь к рассмотрению системы нашей работы. Основные её этапы, сроки и виды деятельности представлены в таблице.

N

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки

1.
Подготовительный этап Выполнение исследовательских микрозаданий
октябрь – февраль
2.
Поисковый этап Выбор темы микропроекта каждым учащимся. Сбор и систематизация материалов
март
3.
Обобщающий этап Обработка собранного материала
апрель – май
4.
Заключительный этап Подготовка презентации проекта
1 – 14 июня
5.
Реализация проекта Защита проекта на микроконференции
15 июня
6.
Реализация проекта-2 Участие лучших проектов в физическом бое
16 июня

1. Подготовительный этап является наиболее ответственным: учителю важно заметить и поощрить отдельные, иногда даже малозаметные, успехи учащихся. И здесь нужен исключительный такт в оценке работ ребят, ведь случается (вспомним, например, эпизод из фильма «Весна на Заречной улице», когда рабочий Саша Савченко приносит своё изобретение инженеру Крушенкову с кучей грамматических и прочих ошибок), что отдельные бросающиеся в глаза недочёты (например, не слишком эстетичное оформление работы) не позволяет заметить в ней главное.
Вот что писал по этому поводу академик П.Л.Капица: «При конструировании приборов надо, как мне кажется, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и давать им максимальную возможность проявить свои изобретательские склонности, хотя бы и в мелочах. Гораздо лучше прибор, который построен кустарно, самыми простыми средствами, но остроумно и самостоятельно, чем точная и аккуратная копия из курса физики, сделанная тем же учеником». И хотя эта позиция высказана великим учёным почти 70 лет назад (из отзыва о выставке «Юные техники – школе», 1940 г.), она не потеряла до сих пор своей актуальности.
Темы и цели работ на этом этапе достаточно стандартные, например, вскипятить воду в бумажной коробочке или изготовить электроскоп. Однако уже при выполнении таких заданий нередко проявляются наиболее ценные качества физика-экспериментатора: огромное желание, терпение, смекалка, умение взаимодействовать с товарищами и родителями. Уже первые опыты позволяют выявить своеобразных лидеров-экспериментаторов. Причём нередко их средняя оценка за ответы по теоретическим вопросам и решению задач может быть ниже «4». И довольно быстро начинает изменяться статус ученика: из серого «троечника» он может неожиданно для одноклассников, а порой и для учителей, превратиться в знаменитость местного масштаба.
Например, Саша П., о котором говорилось в начале статьи, прошёл путь от простого опыта наблюдения кипения воды в бумажной коробочке до победы в конкурсе экспериментаторов и даже, как мы уже видели, отдых на Канарах разумно сочетался с ПрИД.

2. Во время поискового этапа учащимся важно не ошибиться в выборе темы микропроекта, чтобы она оказалась им по силам. Многие темы выглядят на первый взгляд весьма привлекательно, и 8-классники могут просто не заметить, что работы рассчитаны на более подготовленных учащихся. Приведём в качестве примеров, не раз привлекавших наших учащихся, такие: «Физика и гитара» (N6/1992), «Можно ли зажарить мамонта в микроволновой печке?» (N6/1994), «Как индейцы бросают томагавк?» (N11/1989), «Легко ли забить гвоздь?» (N6/1997), «Почему вода выливается из ведра?» (N9/1983), «Бумеранг» (N10/1970), «Секрет змеи. Ползёт или катится?» (N2/1998).
Задача учителя – заранее подсказать ученику, что для выполнения подобных микропроектов необходима более солидная математическая подготовка и более глубокие знания основных законов физики.
Хотя и здесь могут быть исключения. Так, однажды, выбрав тему «Как устроена пустота?» (N3/1986), 8-классник Саша М. сумел достаточно глубоко разобраться в ней, а понимание им физического смысла формулы постоянной тонкой структуры, записанная на доске во время защиты, произвела сильное впечатление на присутствовавших при этом учителей.

3. Обработка собранного материала

На этом этапе также важно суметь подсказать учащемуся, что же из собранного имеет смысл включить в саму работу. Полезно бывает напомнить мнение знаменитого американского физика Ричарда Фейнмана: «Истина всегда оказывается проще, чем можно было предположить».

4. Защита проекта на микроконференции

Она проходит в торжественной, праздничной форме. Бо'льшая часть микропроектов представлена в программе Power Point, часто включает в себя видеофрагменты экспериментов.

5. Участие лучших проектов в физическом бое

Команды сами отбирают тех учащихся, которые будут представлять класс на физбое, который должен проходить так, чтобы они надолго оставались в памяти присутствовавших.
Побывав на Празднике Архимеда в МГУ, великий Нильс Бор произнёс: «Если вы, молодые физики, умеете шутить с таким задором и энтузиазмом, я совершенно спокоен за судьбу физики...». Его слова стали эпиграфом к проведению наших турниров, о чём мы уже писали в «Физика ПС» N3/2008.
А чем же завершился эксперимент на Канарах, возможно, спросите вы? Для 9-классника Саши П. это был не мгновенный порыв, а действительное начало интересной проектной работы, которая явилась ещё одной ступенькой в освоении им физики.