Журнал "Потенциал" – любителям физики

   

На этой страничке вы встретитесь

  • с опубликованными в журнале "Потенциал" материалами, которые можно успешно использовать в проектно-исследовательской деятельности (ПрИД),
  • и краткий анонс заинтересовавших нас статей из последних номеров журнала.

В последние годы журнал "Потенциал" стал для нас и наших учеников близким и родным. Считая его, наряду с журналом "Квант", одним из самых компетентных в области школьной (и не только) физики, мы широко используем материалы журнала в своей работе (например, при проведении вечера "Sapere aude", посвящённого журналу, и в интеллектуальной исследовательской игре "Мир вокруг нас") и настоятельно рекомендуем его ученикам и коллегам.

Как мы уже отметили, большую пользу приносят статьи журнала "Потенциал" в ПрИД. Используя материалы статей, можно просто повторить описанные в них эксперименты, но можно пойти и дальше, расширяя и углубляя исследования. Ниже приводим перечень наиболее интересных, на наш взгляд, статей журнала, непосредственно связанных с ПрИД.

Темы проектно-исследовательских работ

Механические явления

Тепловые явления

Электромагнитные явления

Оптические явления

 

Нам понравилось – и мы советуем!

Остановимся теперь подробнее на самых интересных с нашей точки зрения статьях из первых четырёх номеров журнала за 2011 год. Мы их условно разделили по нескольким рубрикам:

  • для любителей теоретических хитростей;
  • для любителей необычных и сложных задач;
  • для любителей олимпиадных задач;
  • для любителей экспериментов;
  • для любителей загадочного мира;
  • для любителей математики.

Любителям теоретических хитростей

Власов А.И. "Физика колеса" (N1, стр. 35-38)
Всем известно, как легко перевозить тяжёлые грузы на колёсах. А можете ли вы пояснить это с помощью расчётов, основанных на физических законах? Если никогда не пробовали, то имеет смысл заглянуть в эту статью, в которой не только приведены упомянутые выше расчёты, но и вычислен коэффициент эффективности использования простой повозки по сравнению с перемещением грузов "волоком". На наш взгляд, интересно было бы экспериментально проверить теоретические выводы.

Киркинский А.И. "О модели идеального газа в молекулярно-кинетической теории" (N4, стр.31-37)
Казалось бы, что можно сказать нового и интересного о модели идеального газа, ведь ей уже 150 лет?! Однако оказывается, что иногда даже в учебниках об этой модели пишут, допуская серьёзные ошибки. Автор статьи не только подробно разъясняет суть модели, но и проводит расчёты, из которых становится очевидным, что размер молекул гораздо меньше расстояния между молекулами, а это расстояние, в свою очередь, гораздо меньше длины свободного пробега молекул. Кроме того, в статье показано, на основании каких расчётов можно к обычному воздуху применять модель идеального газа.

Любителям необычных и сложных задач

Шатовская Н.Е. "Приключения синодического уравнения" (N2, стр. 21-28)
Наверное, не каждый знает, что солнечные сутки на Меркурии продолжаются около 176 суток, и половину этого времени Солнце находится над горизонтом. А много ли найдётся тех, кто не только знает об этом, но и умеет сам производить подобные расчёты? Прочитав статью, вы научитесь уверенно отвечать на многие астрономические вопросы.

Дворянинов С.В., Краутер З. "Центр тяжести четырёхугольника" (N2, стр. 29-32)
Оказывается, бывают жизненные ситуации, когда умение определять центр тяжести четырёхугольника может очень даже пригодиться! О таких ситуациях и о двух способах определения указанного центра тяжести вы узнаете, прочитав статью.

Вольф И. "Оценка параметров Земли" (N2, стр. 42-45)
Давным-давно Эратосфен смог определить радиус Земли по тени в полдень, а в наше время с помощью программы Google Earth можно проделать подобные расчёты. Кроме того в статье показано, как можно рассчитать массу и плотность Земли, скорость обращения Луны вокруг Земли и кое-что другое.

Ромашкевич А.И. "Физическое подобие" (N3, стр. 37-45)
Разобравшись в описанном автором способе решения задач, вы нау читесь решать некоторые непростые задачи олимпиадного уровня, которые мало кто умеет решать.

Бондаров М.Н. "Задачи с выбором ответа" (N4, стр. 24-30)

Монастырский Л.М., Богатин А.С., Янкелевич В.А. "Экспериментальные задачи по физике. Часть 2" (N4, стр. 51-53)

Любителям олимпиадных задач

Муниципальный этап Московской областной олимпиады школьников по физике (N1, стр. 50-57)
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (Теоретический тур. Условия) (N2, стр. 57-64)
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (Теоретический тур. Решения) (N3, стр. 55-64)
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (Экспериментальный тур. Условия и решения) (N4, стр. 54-61)

Физико-математическая олимпиада памяти профессора И.В.Савельева в НИЯУ МИФИ (N2, стр. 50-56)

Дистанционный этап олимпиады "Физтех-2011" (N3, стр. 65-72)
Очный, заключительный этап олимпиады "Физтех-2011" (N4, стр. 62-68)

Любители олимпиадных сражений не будут разочарованы: они встретят задачи на любой вкус!

Любителям экспериментов

Майер В.В., Вараксина Е.И. "Индукция, самоиндукция и высокое напряжение" (N1, стр. 67-74)
Майер В.В., Вараксина Е.И. "Высоковольтные источники напряжения" (N2, стр. 65-73)
Майер В.В., Вараксина Е.И. "Опыты для урока физики по интерференции механических волн" (N3, стр. 73-80)
Майер В.В., Вараксина Е.И. "Левитация в поле электромагнита" (N4, стр. 69-76)

Если вы обратили внимание, то, наверное, заметили, что в списке проектно-исследовательских работ не очень часто встречаются электрические темы. Зато в новых номерах журнала их большинство!

Любителям загадочного мира

Тарасов Л.В. "Высотные атмосферные разряды: спрайты, джеты, эльфы" (N1, стр. 3-9)
Тарасов Л.В. "Тайфуны и ураганы" (N3, стр. 6-13)
Булюбаш Б.В. "Тепловой шум и криптография" (N2, стр. 46-49)

А в этой рубрике комментарии излишни: названия статей слишком привлекательны!

Любителям математики

Киугер Н.В. "Малоизвестные способы умножения натуральных чисел" (N1, стр. 31-34)
Знаете ли вы, что кроме привычного способа умножения "столбиком", существуют иные методы?! Об одном из них знали ещё древние египтяне. Причём им не надо было знать всю таблицу умножения, достаточно было лишь уметь сранивать, складывать, вычитать и умножать числа на 2. Хотите познакомиться? Читайте статью. Из неё же вы узнаете о методах "фибоначчиевого" и "решётчатого" умножения, палочках Непера и применяемом в различных компьютерных программах алгоритме Карацубы.