Как пользоваться конструктором

 

Это вторая часть конструктора уроков. Первоначальная версия первой части, посвященной механике, находится здесь, ее обновленную версию можно найти по ссылке.

С помощью этой части нашего конструктора, надеемся, учитель сможет сделать немного легче непростой процесс подготовки к урокам и некоторым другим видам своей деятельности.

 

Напомним, что для тех учителей, у кого нет регулярного доступа в сеть Интернет, существует DVD-диск, причем вышло уже второе его издание, которое содержит все материалы журнала за 1970-2008 годы. Стоимость при приобретении непосредственно в редакции — 330 рублей. Информацию о ней можно найти на сайте http://www.kvant.info/".

По-прежнему продолжаем верить, что в самом ближайшем будущем у всех наших коллег Интернет будет непременно!

Первое издание диска

Как и в первой части конструктора урок разбит на следующие основные разделы:

  1. Начало урока
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление, тренировка, отработка умений
  4. Повторение
  5. Контроль
  6. Домашнее задание (включив в него особые задания теоретикам, экспериментаторам, гуманитариям и исследователям)
  7. Конец урока

Для начала урока по-прежнему чаще всего предлагаем использовать следующие приемы:

Приведем три характерных примера, два из которых объединены общей темой - кипением воды в чайнике.
  1. В момент, когда мы выключаем газ под кипящим чайником, из-под его крышки вырываются клубы пара. Почему?
  2. Два одинаковых чайника с водой одинаковой температуры поставили на одинаковые источники тепла. Через некоторое время вода в обоих чайниках закипела (см. рис.). В каком чайнике вода закипела раньше?
  3. Понизится ли температура в комнате, если открыть дверцу работающего холодильника?

Второй раздел – "Объяснение нового материала" – содержит гиперссылки на статьи журнала «Квант», где можно найти информацию, которая, как правило, отсутствует в учебниках. Использование подобной информации позволит разнообразить и оживить изложение новой темы. Например, статья Р.Фуллмана «Рост кристаллов» знакомит с интересными подробностями о мире кристаллов. Всем известно, что кристаллы можно выращивать. А вот что заставляет присоединяться к ним новые частицы? В каком направлении растут кристаллы? В процессе объяснения, на наш взгляд, полезно обсудить с учащимися эти вопросы.

Статья М.Анфимова и А.Черноуцана «Пока вода испаряется» позволяет использовать еще один методический прием – "Лови ошибку!" Используя его, можно начать урок со следующего рассуждения: «вылетевшие быстрые молекулы обладают аномально большой энергией, и поэтому пар должен быть горячей жидкости». Предварительно следует предупредить учащихся, что в этой фразе имеется ошибка, а их задача – обнаружить ее. Авторы статьи (на которую можно выйти с помощью гиперссылки) дают такой ответ: «Это, конечно, не так. Только в начале своего «свободного» движения молекула обладает избыточной энергией. Преодолевая силу притяжения, она теряет часть своей избыточной энергии, и средняя энергия вылетевших молекул оказывается равной средней энергии молекул пара той же температуры».

Далее в статье приводится основанная на известных учащимся закономерностях оценка того, как быстро испаряется вода, и парадоксальный ответ: уровень воды в сосуде должен опускаться согласно расчетам на 1 см каждые 6 секунд!

В достаточно подготовленном классе всегда найдутся любители отыскать ошибку в приведенных рассуждениях, а учитель может подсказать им, где они могут проверить свой ответ – по той же гиперссылке!

Два следующих раздела урока "Закрепление, тренировка, отработка умений" и "Повторение" содержат, как правило, качественные вопросы (конечно же, вновь с гиперссылками на ответы).
На рисунке ниже показан этот фрагмент конструктора с выделенным ответом на один из вопросов по теме «Вакуум».

В разделе "Контроль" приведены гиперссылки на некоторые из предлагаемых в книге А.Гина «Приемы педагогической техники» способов контроля. В подразделе, посвященном одному из них – программируемому контролю, помещены гиперссылки на авторские интерактивные тестовые задания, созданные нами по материалам заданий ЕГЭ.

Домашнее задание предложено в виде особых заданий для теоретиков, экспериментаторов, гуманитариев и исследователей. И пусть предложенное нами разбиение достаточно условно, сам подбор своим разнообразием заданий, надеемся, может представлять интерес для коллег.
Приведем конкретные примеры из блока «Фазовые переходы».

Домашние задания для теоретиков.
1) Почему на морозе кожа пальцев слегка прилипает к металлическим предметам, а к монетам – не прилипает?
2) Какие выводы можно сделать из наблюдений ледяных узоров на стекле?
3) Оцените, как изменится давление атмосферы, если вся вода в океанах испарится.
4) Оцените число молекул, находящихся между стенками термоса.

Домашние задания для экспериментаторов.
1) Исследуйте на опыте процессы, происходящие при замерзании лужи.
2) Исследуйте на опыте поведение капли на горячей поверхности.
3) Если на ледяной брусок надеть проволочную петлю, к которой подвешен груз, проволока начинает резать лед. Это объясняется тем, что при повышении давления температура плавления льда понижается, лед под проволокой начинает таять, а над проволокой — вновь смерзаться. Однако если петлю сделать не из проволоки, а из капроновой нити такого же или даже меньшего диаметра, лед практически не режется. Почему? Попробуйте провести описанный опыт.

Домашние задания для гуманитариев.
1) Какая физическая ошибка допущена в стихотворении о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла»?
2) Почему усиливается запах цветов после дождя?
3) Как менялось представление о пустоте на протяжении веков?

Домашние задания для исследователей.
1) Какой секрет использовали древние этруски при изготовлении медных пластинок со сложными узорами из золотых шариков?
2) Почему самая высокая гора на Земле имеет высоту лишь около 10 км?
3) Почему шумит чайник перед закипанием?
4) Попробуйте объяснить один из самых удивительных примеров искусства восточной магии – испытание кипящей водой, которому подвергались последователи японской религии Синто.
5) Как объяснить искусство хождения по огню?
6) В фильме «Космическая одиссея: 2001» астронавт выходит на несколько секунд в открытый космос без защитного скафандра. (Артур Кларк, автор одноименного романа, считает, что это возможно без особого вреда для астронавта.) Будет ли у человека ощущение холода при такой прогулке в космосе?
7) Оцените, через какое время понизится на 2 °С температура человека, вышедшего без теплоизолирующего скафандра в открытый космос.

Подчеркнем еще раз, что подсказки, ответы и подробные обсуждения всех этих вопросов и задач легко найти по содержащимся в конструкторе гиперссылкам на электронные ресурсы журнала «Квант».
В уроках конструктора по другим темам можно встретить так называемые ТДЗ: (творческие домашние задания). Рассмотрим только один пример по теме «Тепловое расширение». В особом домашнем задании для гуманитариев приведен опубликованный в статье (из апрельского номера «Кванта»!) В.Яковлева «Физика для дураков» отрывок из книги Сергея Олимпова «Новая физика без приборов», изданной Обществом для Поощрения Глупости еще в начале XX века: «Положите престарелого и незлобивого родственника на холодную плиту так, чтобы он упирался ногами в стену, а головой в стопки книг на краю плиты. Разведите огонь, и вы увидите, как по мере нагревания родственник будет удлиняться и передвигать книги, пока они не упадут. Несмотря на очевидность явления, станем его продолжать. С повышением температуры явление изменится: родственник станет деформироваться и, наконец, вскочит и убежит. Таким образом, все будут наглядно убеждены в законе, который ученые называют превращением теплоты в движение».

После ознакомления с этим оригинальным текстом ученикам гуманитарного склада (и всем остальным желающим тоже!) предлагается самим сочинить юмористический рассказ о физических явлениях, изучаемых на уроках физики.

В заключение отметим, что работа над конструктором продолжается: мы регулярно вносим в ресурс изменения и дополнения. Будем признательны коллегам за любые предложения по его совершенствованию.