Конструктор уроков по теме "Фазовые состояния"

Разделы урока
Пары, влажность
Поверхностное натяжение
Твёрдое тело
Начало урока


Удивляй!
В момент, когда мы выключаем газ под кипящим чайником, из-под его крышки вырываются клубы пара. Почему?
КМШ
(N9, 1986) N5

На улице целый день моросит холодный осенний дождь. В комнате развешено выстиранное белье. Высохнет ли оно быстрее, если открыть форточку?
ФК
Пары (N10, 1990) N6

Отсроченная отгадка
Если на молекулу, находящуюся на поверхности жидкости, действует со стороны ее «соседей» направленная вниз сила, то почему эта молекула не движется с ускорением в глубь жидкости?
ФК
Взаимодействие молекул (N2, 1992) N6

В солнечный день я ехал на машине по мокрой дороге с дядей Сережей, опытным водителем. Комочки грязи, летящие из-под колес впереди идущих машин, попадали на лобовое стекло. Когда машина остановилась но красному сигналу светофора, я спросил:
— Дядя Сережа, можно я быстренько вытру стекло мокрой тряпкой?
— Ни в коем случае,— ответил дядя Сережа,— иначе придется это делать постоянно!
Объясните, в чем тут дело.
КМШ
(N5, 1983) N5


УМШ
Сосульки на крышах домов, как правило, висят вертикально, а на ветках деревьев часто образуют такие «веера», как на рисунке. Почему?
КМШ
(N9, 1985) N3

Объяснение нового материала

Константинов И., Насыщенный пар. (N6,1977)

Лови ошибку!
Соловьянюк В., Ах, уж эта влажность (N11, 1992)

Кикоин А., О силах поверхностного натяжения. (N12, 1983)

Асламазов Л., Поверхностное натяжение. (N7,1973)

Дозоров А., С законом Гука на острова Новые Гебриды (N12,1972)

Коротихин В., Зримая прочность. (N2,1984)

Прудковский Б., О консервной банке, пружине и прокатном стане. (N2,1988)

Закрепление, тренировка, отработка умений

В те, еще не столь давние времена, когда непременной принадлежностью чаепития был пыхтящий самовар с восседающим на нем заварным чайником, накрытым расшитой льняной салфеткой, заварные чайники делались с дырочкой в крышке (такие чайники делают и сейчас). Зачем нужна такая дырочка?
КМШ (N6, 1986) N3

Можно ли всасывающим водяным насосом поднять кипящую воду?
ФК Пары (N10, 1990) N7

Лови ошибку!
В откачанном кубическом сосуде с ребром I = 0,2 м находится m =36 г воды при нормальных условиях. Каким будет давление в сосуде, если его нагреть до температуры Т=373 К?
Корсунский Б., Решу задачу. Возможны варианты (N12,1991) N2

Сложенные вместе смоченные оконные стекла практически невозможно отделить друг от друга, пытаясь оторвать одно стекло от другого. Почему?
ЗК
(N6, 1977, 53, 54) Ф418

Пламя спиртовки, перед тем как погаснуть, начинает мерцать и потрескивать. Почему?
ЗК
(N10, 1987) Ф1061

Из нескольких сортов фильтровальной бумаги нужно выбрать тот, в котором поры меньше. Как это сделать, не используя никаких приборов?
ФК
Взаимодействие молекул (N12, 1992) N12


Замечали ли вы, что, оступившись с утоптанной тропинки, можно довольно глубоко провалиться в рыхлый снег? А в начале весны, когда снег оседает при таянии, тропинки иногда оказываются даже выше окружающей снежной целины. Чем это можно объяснить?
КМШ
(N7, 1984) N5

Повторение

На равноплечих весах установлены два одинаковых сосуда. Один заполнен сухим воздухом, другой — влажным, имеющим такие же давление и температуру, что и сухой. Какой из этих сосудов тяжелее?
ФК
Насколько малы молекулы (N10, 1988) N7

Почему, когда подбрасывают воду на горячие камни печи, в парной становится суше?
Мазин И., Приглашение в парную. (N8,1985)

В две одинаковые химические пипетки набирают до одного и того же уровня воду: в одну — холодную, в другую — горячую. Пипетки опорожняют и считают при этом капли. Из какой пипетки упадет больше капель?
ЗК
(N9, 1988) Ф1116

Шарообразный стеклянный сосуд, на три четверти заполненный водой, привели в состояние невесомости. Что произойдет с водой? А если вместо воды взять ртуть?
ФК
Взаимодействие молекул (N12, 1992) N9


Чтобы разорвать кусок проволоки, требуются значительные усилия, однако раскаленную проволоку разорвать намного легче. Почему?
ФК
Деформации (N3, 1994) N14

Контроль Программируемый опрос Тренировочная контрольная работа Опрос по цепочке
Домашнее задание Три уровня домашнего задания Необычная обычность Задание массивом
Особое задание теоретикам

Жидкость налита в сообщающиеся сосуды разных диаметров. Широкий сосуд закрывают пробкой. Изменится ли распределение уровней жидкости в коленах сосуда?
ФК
Пары (N10, 1990) N10

Оцените скорость струи пара, выходящего из носика кипящего чайника.
Меледин Г., Задачи-оценки. (N7,1983) N2

Оцените частоту колебаний пульсирующей сферической капельки.
Брук Ю., Стасенко А., Метод размерностей помогает решать задачи. (N6,1981)

Оцените, какое количество воды можно унести в решете с квадратными ячейками размером 2x2 мм. Диаметр решета равен 20 см. Нити решета не смачиваются водой.
ЗК
(N4, 1980) Ф573

Многие из вас, по-видимому, замечали, что в тот момент, когда вы ступаете на мокрый песок, он светлеет. Это связано с тем, что песок становится суше. Но как только вы убираете ногу, след, оставленный ногой, немедленно заполняется водой. Объясните это явление.
ЗК
(N11, 1975) Ф329

Сжимается ли мокрый песок под ногой человека, прошедшего по нему?
Асламазов Л., Следы на песке и... строение вещества. (N1,1986)

Особое задание экспериментаторам

Микроопыт. Доведите воду в чайнике до кипения и выключите газовую горелку. Почему из чайника сразу же вырывается сильная струя пара, хотя до этого пара не было видно?
ФК
(N10, 1988)

Бутылку из пластмассы на 9/10 ее объема заполнили кипятком и закрыли пробкой. Если воду в бутылке встряхнуть, пробка может вылететь. Почему?
ФК
Пары (N10, 1990) N12

Изучите на опыте образование ячеек Бенара, образующихся на поверхности горячего кофе.
Шефер В., Наблюдения над утренней чашкой кофе. (N4,1977)

Микроопыт. Налейте в хорошо вымытую тарелку чистую воду и набросайте на ее поверхность несколько спичек без головок. Коснитесь воды в промежутке между спичками кусочком сахара, а через некоторое время — кусочком мыла. Что произойдет? Почему?
ФК
(N12, 1992)

Проведите опыты по изучению свойств поверхности жидкости.
Дозоров А., Можно ли носить воду в решете? (N10,1979)

Изучите на опыте движение кораблика с "мыльным" двигателем.
Варламов С., Эксперименты с мыльной пленкой (N3, 2006, 37)

С помощью ложки и воды из водопроводного крана получите необычный фонтан.
Лапидес А., Ложка и... фонтан (N4, 1985)

Исследуйте на опыте прочность конструкций из бумаги.
Боровой А., Мостик из бумаги. (N6,1985)

Определите на опыте, от чего зависит прочность нити на растяжение.
Майский В., Где тонко, там и рвется. (N12,1983)

Особое задание гуманитариям

Сравните описание тумана в различных произведениях художественной литературы. Постарайтесь найти авторов процитированных строк.
Боровой А., Наблюдения над туманом. (N12,1986)

Какие физические законы использовали юные друзья старика Хоттабыча, чтобы спасти от промокания его бороду?
Сурдин В., Задачи старика Хоттабыча. (N8,1992) N8

Попробуйте ответить на "детский" вопрос: "Почему Луна не из чугуна?"
Корец М., Понизовский З., Почему Луна не из чугуна? (N4,1972)

Особое задание исследователям

Почему капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать?
ФК
Пары (N10, 1990) N1


Уокер Дж., "Тепловые фантазии и прочие удовольствия". (N8,1992)
Уокер Дж., Как кипит вода? (N5,1991)
Уокер Дж., Как кипит вода? (N6,1991)

С помощью комнатного термометра и бытового холодильника определите относительную влажность воздуха в вашей комнате.
Жужа М., Жужа Е., Черная Н., Экспериментальные задачи по физике (N6, 2007, 29)

Исследуйте поведение n мыльных пузырьков, выдутых на n соломинках и связанных между собой.
Скоробогатый М., Механика пузырьковых систем (N5, 1994)

Оцените размеры пузырей, возникающих в луже во время дождя.
Митрофанов А., Пузыри в луже. (N6,1989)

Установите, каков вид поверхности жидкости между двумя вертикальными стеклянными пластинками.
Воробьев И., Поверхностное натяжение чертит гиперболу. (N11,1973)

Можно ли с одного удара забить гвоздь?
Клавсюк А., Соколов Е., Легко ли забить гвоздь? (N6,1997)

Оцените, может ли человек стоять на остром как бритва лезвии меча?
Мещеряков В., На лезвии меча. (N2,1994)

Оцените толщину доски, которую может сломать человек при ударе рукой.
Бирюков А., Тамэси-вари. (N5,1998)

Конец урока
Обсуждаем д/з Опрос-итог Отсроченная отгадка